УСПЕШНО РЕШАЕМ ЛЮБЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Дорожно-транспортные происшествия.

Нередки случаи, когда причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП) становятся открытые колодцы, падающие столбы, выбоины на дороге. При ДТП, причиной которых стали выбоины на дорожном покрытии, которые по характеру их происхождения делятся:

– на природные, образовавшиеся в результате воздействия окружающей среды;

– рукотворные, появившиеся при проведении ремонтно-восстановительных работ на дорогах.

При производстве ремонтно-восстановительные работы дорожного покрытия должны четко соблюдаться правила их проведения. Место проведения работ должно быть оборудовано в соответствии с Инструкцией по ограждению мест производства работ в условиях дорожного движения в городах (например, запрещается проводить работы с перекрытием движения более, чем одной полосы движения автомобильного транспорта и т.д.), т.е. должно быть выставлено специальное ограждение, в соответствии с инструкциями, а в ночное время сигнальные щиты, оборудованные фонарями и светящимися стрелками-указателями направления движения, знаки, указывающие на проведение работ, ограничения скорости. На месте проведения ремонтных работ необходимо присутствие мастера – прораба или иного лица, отвечающего за соблюдение правил по технике безопасности проведения работ.

Параметры и нормы качества асфальта устанавливаются Государственным стандартом РФ – ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения” утвержденному Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года № 221. По данному ГОСТу, размеры отдельных просадок асфальта и выбоин не могут быть больше 15 см по длине и 60 см по ширине, а глубина ямы или высота выбоины на дороге не должна превышать 5 см. если хотя бы один из этих параметров не соблюден, виноваты дорожные службы ГОСТ регламентирует и состояние люков. В документе сказано, что “не допускается отклонение крышки люка относительно дорожного покрытия больше, чем на 2 см”. Чуть больше – 3 см – предел отклонения решетки дождеприемника относительно асфальта. ГОСТ отводит “не более суток” с момента обнаружения “нестандартной” ямы, чтобы ее заделать. Относительно люков и решеток нормы еще суровее: на их замену отводится “не более трех часов”. Причем сразу после обнаружения недостатка должны быть установлены дорожные знаки, информирующие о ремонтных работах и неровной дороге. Яма глубиной более 5 см должна быть огорожена сигнальными огнями. Выставляются также светоотражающие конусы, а в том случае, если ведутся более масштабные дорожные работы, дорожники обязаны ставить ограждения, не допускающие движение автомобилей в этом направлении. Если водитель въехал в ограждение дорожного строительства или в знак “светящиеся стрелки”, он и виноват: ПДД предписывают, что водитель должен соблюдать скорость и дистанцию, которые позволили бы ему принять на дороге своевременное решение.

Прежде чем вызвать патруль ГИБДД, водитель, как причастное к ДТП лицо, должен выполнить возложенные на него обязанности (п. 2.5 ПДД): остановить автомобиль, включить “аварийку” и выставить знак аварийной остановки. Затем неплохо бы позаботиться об очевидцах. Достаточно двух-трех свидетелей. Ими могут выступить и пассажиры, находящиеся в вашей машине, в том числе родственники. Фотографировать яму следует с нескольких ракурсов вместе с каким-то предметом (пачка сигарет, мобильный телефон, зажигалка), чтобы были понятны ее размеры. Также необходимо запечатлеть на пленке щиты, фишки ограждения, все сигнальные знаки и фонари (если таковые существуют), “привязав” их к местности (домам, автобусным остановкам, столбам, светофорам и т.д.), на каком расстоянии они расположены от места дорожно-транспортного происшествия. Если имеется название организации, проводившей ремонт на данном участке дороги, которое отражено на рекламных щитах, то это также необходимо зафиксировать на пленку или записать. После чего требуется сфотографировать выбоину с разных сторон. Зафиксировать размеры выбоины Согласно ГОСТу предельные размеры отдельных просадок выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине 5 см, так как все эти предметы могут “исчезнуть” после Вашего отъезда с места ДТП, а выбоина может быть заделана и в дальнейшем будет очень трудно доказать обратное. Вы можете сфотографировать или снять на видеокамеру повреждения Вашего автомобиля, а также повреждения других автомобилей, получивших механические повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия.

Если в дорожно-транспортном происшествии пострадало несколько автомобилей, то также следует собрать письменные объяснения со всех его участников, где каждый укажет причину, по которой, как он считает, произошло данное ДТП. Было ли то нарушение правил проведения ремонтных работ или это была их личная неосторожность.

Очень важно в данной ситуации правильно установить организацию и должностных лиц, виновных в ДТП. Для этого необходимо выяснить, какая организация вела или ведет работы на данном участке дороги, и почему ими были нарушены правила проведения данных работ, чтобы в последующем взыскивать сумму материального ущерба, полученного в результате ДТП, или компенсацию морального вреда, причиненного им.

После того, как на место происшествия прибудет инспектор ГИБДД, необходимо настоять на том, чтобы при осмотре присутствовали руководители организации, проводившей ремонт на данном участке дороги, или их представители, со всеми документами, подтверждающими разрешение на проведение ремонтных работ, доверенностью от организации, заверенной должным образом печатью этой организации, а также, чтобы они принимали непосредственное участие в составлении схемы происшествия, расписались на ней и в протоколе осмотра места происшествия. Если со стороны должностных лиц или представителей организации последует отказ, то необходимо сказать инспектору, чтобы в протоколе осмотра места ДТП им была сделана запись об этом.

Принимать непосредственное участие в составлении протокола. Главное – установить размеры ямы, в которую попал автомобиль, поскольку именно от ее величины зависит соответствие ГОСТу, нарушение которого и может быть основанием возложения вины на обслуживающую этот участок дороги организацию. Кстати, часто сложно определить, кто должен нести ответственность: бывает, что дорога одна, а ее участки находятся в ведении разных организаций. Зато в каждом территориальном подразделении ГИБДД предусмотрена специальная должность – инспектор состояния дорог: он обязан следить за всем, что касается ям, луж, канализационных люков, фонарей, светофоров и знаков. Этот инспектор и поможет найти ответчика.

Внимательно изучите все документы, составленные сотрудниками ГИБДД и предлагаемые на подпись, обратив особое внимание на описание состояния дороги и повреждений, полученных автомобилем. Ведь гаишники могут приписать, скажем, нарушение скоростного режима: тогда виноваты в ДТП вы. Постановления ГИБДД можно опротестовать в райсуде в течение 10 дней.

В случае если сотрудники ГИБДД выехать откажутся, а скажут, чтобы водитель составили схему и добирались в ГИБДД самостоятельно. Обязательно спросите (и запишите), с кем вы разговаривали. Потому как нередки ситуации, когда водителя, прибывшего в ГИБДД, встречают градом упреков и требованием вернуться на место происшествия. Если автомобиль не на ходу, то прибытие в ГИБДД вообще становится проблематичным. В этом случае вы можете настаивать на выезде ГИБДД на место, а при их отказе начинайте звонить во всевозможные инстанции: от дежурного УВД города, до прокуратуры.

В любом случае, покинуть место ДТП вы можете лишь после того, как составите схему. Саму схему следует подписать у понятых, в качестве которых попросите выступить прохожих или водителей. Из объяснений должно следовать, что препятствие возникло перед вами внезапно, что вы предприняли все возможные меры, чтобы избежать наезда, но не имели технической возможности для этого. Не забудьте обязательно указать в своих объяснениях свидетелей ДТП.

Ст. 12.34 КоАП гласит, что руководитель дорожной службы может быть оштрафован на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб. за плохое состояние дороги, а сама организация – на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Деньги в пользу водителя взыскиваются в соответствии с суммой, признанной экспертизой. Просить о привлечении дорожников к ответственности следует в ГИБДД. Если выпишут штраф. то в суде это будет еще одним доказательством вины дорожников”.

Если сотрудники ГИБДД не выдают справки о ДТП, не говорят, какая организация несет ответственность за эксплуатацию участка дороги, а то и скрывают их координаты, необходимо обращаться в прокуратуру. Прокурор обязан в течение 20 суток истребовать все необходимые материалы по делу и принять решение о виновности дорожников, сообщить вам их юридический и физический адрес, а если последствия ДТП носят уголовный характер (нанесен материальный ущерб от 500 МРОТ и выше или имеются пострадавшие), прокурор обязан направить дело в суд.

Такие же действия необходимо выполнять и при попадании в открытый люк, “запутывании” в электрических проводах, падении столбов.

В случае не принятия вышеуказанных действий если водитель обратится в ГИБДД, то протокол он, может, и получит, но может получить еще и лишение прав на год-полтора или арест на 15 суток за бегство с места ДТП. А что это именно ДТП, подтверждает п. 1.3 ПДД РФ: “Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб”.

Ненадлежащее состояние дороги еще не является гарантией возмещения ущерба. Водителя наверняка попытаются обвинить в том, что он неверно выбрал скорость движения, поздно обнаружили опасность на дороге и поздно начал тормозить, а значит, в ДТП виноват водитель и никто денег не должен. Поэтому все собираемые вами на месте доказательства должны подтверждать тот факт, что препятствие появилось перед водителем внезапно и он не имели технической возможности предотвратить наезд на него. Согласно п. 10.1 ПДД РФ «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». В нарушение именно этого пункта правил водителя будут упрекать все, начиная от ГИБДД и заканчивая дорожными службами. Поэтому водитель должен быть готовы доказать, что опасность для движения (яма на дороге, открытый люк и т.п.) возникли на дороге внезапно. Водитель предпринял экстренное торможение для снижения скорости, но предотвратить наезд на препятствие не смог. И фотографии должны помочь вам в доказательстве этого.

Идеальный случай подобной ситуации, когда повреждение дорожного покрытия (ямы) или открытый люк (например, ливневой канализации) находятся в луже и скрыты водой. В этом случае водитель никак не мог предвидеть опасность и, двигаясь даже с маленькой скоростью, вполне может пробить колесо или получить более серьезные повреждения подвески.

В темное время суток ямы и открытые люки видны существенно хуже, поэтому и в этих случаях у водителя обычно не возникает проблем с доказательствами выполнения требований п. 10.1 ПДД РФ. Внезапно препятствие может возникнуть перед водителем, когда он едет за другим транспортным средством, особенно крупногабаритным. Например, троллейбус может пропустить открытый люк между колес, а у водителя легковушки сделать это не получится. Снежные скользкие колеи могут послужить причиной выбрасывания вас на сторону встречного движения, даже если вы будете двигаться максимально осторожно. После того как ДТП будет оформлено, можно начинать процесс возмещения ущерба. Прежде всего следует установить владельца данного участка дороги либо канализационного люка. Следующим шагом, как в обычном ДТП, должна быть оценка ущерба, причиненного вашему автомобилю. Следует выбрать любую из оценочных фирм обговорить с ними время и место осмотра поврежденного автомобиля, и пригласить на этот осмотр всех лиц, которых вы намерены пригласить в качестве ответчиков. Можно разослать им телеграммы с уведомлением о вручении. А можно отвезти приглашения лично и под расписку сдать в канцелярию (или секретарю) нужной организации. Главное, чтобы при необходимости вы смогли подтвердить факт вручения приглашения. Текст приглашения поможет составить оценщик. Если ущерб заключается в пробитых шинах и изувеченных колесных дисках и эти повреждения зафиксированы в справке ГИБДД, то, в принципе, можно обойтись и без оценщика, предъявив впоследствии чеки из магазина за приобретенные диски и резину. Но лучше действовать в строгом соблюдении закона.

В акте осмотра нужно указать явившихся представителей и попросить их зафиксировать свое присутствие подписями. В случае необходимости они могут выразить свое несогласие, указав, что то или иное повреждение не могло быть получено в данном ДТП. Неявившихся также нужно указать, пояснив, что они

были приглашены, но не пришли.

После того как эксперт рассчитает сумму ущерба, можно приступить к досудебному урегулированию конфликта, а можно сразу подать исковое заявление в суд.ые статьи на тему о ДТП, ОСАГО, жилищное право

URYSLUGI.ru 2011